Концертный зал «Зарядье»

Подготовила  Милашевич О.Н.

Московский концертный зал «Зарядье», построенный на территории парка «Зарядье» у стен Кремля, – самый громкий и ожидаемый культурный проект последнего времени.

m1

Концертный зал «Зарядье»

Комплекс концертного зала встроен в искусственный холм, здание воздушное, светлое с тонкими линиями. Стеклянные окна обеспечивают панорамные виды на Кремль, на старый город, на Москву-реку.

Здание концертного зала имеет два подземных и четыре наземных этажа. Общая площадь составляет 25600 м2. В комплексе два зала: большой концертный зал на 1578 мест и малый на 396 мест. К зданию примыкают два открытых амфитеатра — большой на 1600 мест и малый с медиаэкраном на 400 мест. Большой зал имеет возможности по трансформации (первый в России зал-трансформер): амфитеатр может быть выровнен с партером, оркестровая может регулироваться по высоте. Зал оснащен также верхней машинерией. Кулисы отсутствуют, стены обиты кедром, балконы выполнены в форме волны.

Зал торжественно открылся в 2018 году, в День города. В 2016-м он получил Премию Архсовета Москвы в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта общественного назначения», а в 2019-м вошел в шорт-лист премии международного фестиваля WAF (World Architecture Festival).

Над проектом парка «Зарядье» работало бюро Diller Scofidio + Renfro (DS+R) из Нью-Йорка, а концертный зал был полностью спроектирован российскими специалистами под руководством главного архитектора ТПО «Резерв» Владимира Плоткина и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Акустикой проекта занимался специалист мирового уровня Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), неоценимый творческий вклад в проект концертного зала внес российский дирижер Валерий Гергиев.

m1

Концептуальные эскизы. С.Кузнецов

Московское ТПО «Резерв» одним из первых стало активно использовать ARCHICAD в архитектурной практике. «Компании сейчас 32 года, и 25 из них – с ARCHICAD, – рассказывает Владимир Плоткин. – Он незаменим, ничего лучше я не знаю. Архитекторы быстро к нему адаптируются, он хорошо ложится на пространственное мышление».

m1

m1

m1

m1

Схемы разрезов

Внутреннее архитектурное решение: фойе и Большой зал

m1

m1

Фойе концертного зала "Зарядье"

«Зона фойе сделана максимально прозрачной – находясь на улице, можно наблюдать жизнь, которая идет внутри здания. Главная идея была в том, чтобы пластика интерьера работала на пластику фасада. Так и получилось. Даже уклон пола в фойе следует рельефу улицы: есть перепад порядка метра или полутора», – поясняет Владимир Плоткин. А пол фойе выложен той же плиткой шестиугольной формы, что и в самом парке «Зарядье».

Стены и потолки залов облицованы акустическими панелями, при создании которых учитывались рекомендации ведущих мировых экспертов по акустике. Они сделаны из ценных пород древесины, в основном аляскинского кедра и орегонской сосны, и отличаются по способу отражения звука, по форме и по весу. Самые маленькие весят полтора килограмма, самые большие — полторы тонны. Всего таких специальных панелей в зале насчитывается несколько тысяч.

Внутренняя "начинка" здания включает в себя также сложные системы освещения, звукоусиления, декораций, спуска-подъема для артистов и персонала, видеонаблюдения и оповещения.

m1

m1

m1

Большой зал концертного зала «Зарядье». 

Алгоритмический дизайн

На этапе отделки зала команда задействовала программу Grasshopper. В этой среде был смоделирован максимально рандомный, неповторяющийся микрорельеф стенок зала, который требовали специалисты по акустике. Он представлял собой плашки-«тоблерончики» – выдающиеся вперед треугольники разной ширины – из красного дерева. Все плашки разной формы, и их последовательность не повторяется в отделке: «Вносить изменения в раскладку вручную – невероятно трудная задача. Мы все это алгоритмизировали и успевали в срок выдавать изменения, вносимые акустиками, – рассказывает Александр Пономарев. – Затем передавали в Rhino и отправляли на производство чертежи, по которым робот вырезал плашки».

m1

Отделка стен большого зала

m1

m1

Акустическая отделка Большого зала, выполненная в Rhino-Grasshopper и импортированная в ARCHICAD

С помощью Grasshopper проектировщики анализировали видимость из зала: все сиденья импортировались в Grasshopper из ARCHICAD, над каждым ставилась точка обзора и простраивались лучи видимости на сцену. «Так мы получали превышение над впередисидящим и понимали, где поменять уклон, чтобы улучшить видимость. Если в ARCHICAD что-то менялось, снова импортировали в Grasshopper и еще раз всё проверяли».

m1

m1

Анализ видимости c помощью Grasshopper

Источники: graphisoft.ruzaryadyehall.com/; https://realty.ria.ru/