Здание министерства автомобильных дорог в Тбилиси

Подготовила Адамович Д.Н.

Адрес: Тбилиси, улица Гагарина, 29а

Архитекторы: Георгий Чахава, Зураб Джалагания

Инженеры: Темур Тхилава, Александр Кимберг

Год постройки: 1974

ad1

Причудливое строение, подобное раскидистому дубу — проект талантливого архитектора Георгия Чахавы. Он мечтал реализовать идею «города-пространства», в котором здания будут органично вписываться в природный ландшафт. Получилось это благодаря удачному совпадению — Чахава сам был заместителем главы министерства строительства Грузии, когда потребовалось создать штаб в Тбилиси. Таким образом архитектор был сам себе и заказчиком, и подрядчиком, что позволило ему в 1975 году создать редкое для Советского Союза сооружение.

Здание, насчитывающее в самой высокой точке 18 этажей, расположено на скалистом берегу реки Куры.

Самое известное модернистское здание Тбилиси — инженерный корпус Министерства автодорог Грузии. «Журналы почти всего мира напечатали фотографии экстравагантного здания Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, возведённого в 1974 году в Тбилиси, — писали Нодар Мгалоблишвили и Тенгиз Крирквелия в книге „Архитектура советской Грузии“. — Ультрасовременное, с сильно выступающими консольными этажами, здание с первого взгляда ассоциируется со стилем хай-тек, однако принятая авторами сложная объёмно-планировочная и конструктивная система превосходно вписывается в очень сложный рельеф, хорошо увязывается с окружающей средой, создаёт интересный силуэт». Архитектор Георгий Чахава на момент проектирования занимал должность министра автодорог, так что являлся одновременно и заказчиком, и исполнителем. Он же выбрал и сложный участок для строительства. Перепад высоты на пологом склоне между улицей Гагарина и набережной Куры — около 33 метров. Пять сложенных в форме решётки или диеза двухэтажных параллелепипедов стоят на мощных опорах и напоминают фигуру из детского конструктора.

ad1

ad1

В вертикальных объёмах здания устроены лифты и лестницы. Выходы запроектированы как с улицы Гагарина, так и со стороны набережной. Общая площадь здания составляет около 11 тысяч квадратных метров, а в наивысшей точке оно достигает 18 этажей. Главная задача архитекторов заключалась в минимальном воздействии на окружающий ландшафт. «Способность простого грузинского крестьянина строить своё жильё там, где открывается самый выразительный пейзаж, порой предпочитая красоту природы жизненным удобствам, всегда поражала меня, — писал о своём творчестве Георгий Чахава. — Наверное, потому освоение сложного рельефа стало определяющим моментом в моём творчестве. Считаю, что чем сложнее рельеф, тем больше возможностей у архитектора». Здание министерства автодорог отсылает сразу к нескольким направлениям мировой архитектуры. Это и органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта, и авангардные проекты Эля Лисицкого 1920-х с его горизонтальными небоскрёбами. Кроме того, здание отвечает пяти принципам функционализма, сформулированным Ле Корбюзье. Эту же конструкцию дома на опорах Чахава и Джалагания пытались использовать в жилищном строительстве, но их проект застройки склона в тбилисском ущелье Варазисхеви не был реализован. Министерство автодорог было отмечено не только отечественными и иностранными СМИ, но и партийным руководством страны — работа была удостоена Премии Совета Министров СССР. Это одно из двух модернистских зданий Тбилиси, которому официально присвоен статус памятника архитектуры. Сейчас в нём располагается офис «Банка Грузии».

ad1

И, хотя такое архитектурное решение может показаться неустойчивым, здание министерства вот уже почти 40 лет возвышается над обрывом, раз за разом выдерживая многочисленные местные землятрясения. Как и планировал Чахава, оно мирно сосуществует с окружающей природой: между опорными стержнями растут кустарники и деревья, течет небольшой ручей, а северную сторону здания облюбовал плющ.

ad1

Источник: https://sovietarch.strelka.com/ru/city/tbilisi